Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru be number one Русский | English  Главная |  О проекте | | Банкоматы | Тарифы | Контакты | Ссылки | Реклама | Размещение и управление информацией | Карта сайта | Новости | Пресс-релизы | Статьи  
АКЦИИ:
пластиковые карты
КРЕДИТЫ И КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ:
акции и предложения
РЕЙТИНГ CREDCARD:
банки и карты
НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ:
что вы думаете о карте своего банка
CARDФОРУМ:
место встречи физиков и пластиков
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
как правильно выбрать карточку
ОПЫТ:
рейтинг пластиковых карт
СТРАНЫ:
опыт путешествий
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
готовые решения для кардхолдеров
ИНТЕРНЕТ-ПЛАТЕЖИ:
по пластиковым картам и без них
КАРТОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
это должен знать каждый
ЗАКАЗ КАРТ ОН-ЛАЙН:
ссылки и описание
ИСТОРИЯ КАРТОЧЕК:
кредитные карты в России и мире
ВСЕ КАРТЫ РОССИИ:
ссылки CREDCARD


Поиск:

Новости и события
Новости
Пресс-релизы
Эксклюзив
No comment
 
Банкоматы
Поиск по России
Карта Москвы
Московское метро
 
Банки и карты
Тарифы банков
Сравнение карт
Спецпредложения
Совместные акции
 
Другие карты
Диcконтные карты
Интернет-карты
Карты IP-телефонии
Коллекция CREDCARD
 
Организациям
Размещение пресс-релизов
Размещение рекламы
Размещение информации
Контактная информация
 
Посетителям
Найти банкомат
Поиск тарифов по картам
Пообщаться на форуме
Задать вопрос экспертам
 


 
СТАТЬИ
ПИСЬМО АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В.В. ПУТИНУ




Исх. № А-01/5-639


от 23.08.2011











Председателю Правительства


Российской Федерации


Путину В.В.









О проблемах применения административной ответственности за нарушение Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»








Уважаемый Владимир Владимирович!





Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков и входящих в ее состав банков обращается к Вам с просьбой рассмотреть проблемы, возникшие при применении Федерального закона от 23 июля 2010 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 176-ФЗ).


В соответствии со статьей 2 Закона № 176-ФЗ была изложена в новой редакции статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая стала содержать несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). В результате ее применения к настоящему времени обозначились следующие серьезные проблемы.


1. Часть 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо о подозрительных операциях.


При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.


Однако в подавляющем большинстве случаев (по оценкам Банка России - до 92%) совершение указанных нарушений связано со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю по сделкам с драгоценными металлами, сделкам с недвижимым имуществом, сделкам финансовой аренды (лизинг), сделкам по предоставлению беспроцентных займов. По перечисленным сделкам документы, из которых следует, что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представляются клиентами в срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.


Таким образом, у банка автоматически возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, хотя при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований.


Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков и их должностных лиц административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам.


Ранее в подобных случаях применялись разъяснения Центрального банка Российской Федерации (Письмо Банка России от 14 января 2008 года № 5-Т «О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение Федерального закона от 28 ноября 2007 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 3 ноября 2009 № 135-Т «О продлении срока неприменения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение ряда норм Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), не допускавшие привлечение банков к ответственности за неумышленный пропуск срока представления сообщений об операциях.


Однако в рамках КоАП РФ такие полномочия у Банка России отсутствуют, в результате чего привлечение банков к ответственности становится безусловным.


Исправить ситуацию возможно путем применения санкции в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанных правонарушений, которые имеют незначительный характер и не носят систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.


Но при этом необходимо в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотреть возможность многократного применения предупреждения в виде административного наказания.


С учетом сказанного АРБ предполагает исключить кредитные организации из числа субъектов правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, предоставив Банку России право применения к кредитным организациям за аналогичные по составу правонарушения меры ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


2. По оценке экспертов, применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ.


По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган будет вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета для привлечения ответственного сотрудника к административной ответственности и, как следствие, для его дисквалификации (согласно требованиям Банка России), применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме ответственных сотрудников кредитных организаций, а в худшем случае приведет к вакантности должностей сотрудников внутреннего контроля. В итоге меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к прямо противоположному результату – снижению эффективности правового механизма ПОД/ФТ.


Кроме того, отсутствие назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации, в свою очередь, также является нарушением Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), в результате чего кредитная организация вновь будет привлечена к ответственности.


В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностных лиц (ответственных сотрудников), полагая, что ответственность за эффективность функционирования системы ПОД/ФТ несет прежде всего сама организация, а вопрос о необходимости и характере мер ответственности в отношении ответственных сотрудников должен решаться организацией самостоятельно в рамках трудовых правоотношений.


3. В результате принятия новой редакции статьи 15.27 КоАП РФ возникла коллизия банковского и административного законодательства (статья 15.27 КоАП РФ и статья 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), приводящая к возможности многократного применения к одной организации различных санкций различными органами (Банком России, Росфинмониторингом и ФСФР) за одно и то же нарушение.


В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить кредитные организации из числа субъектов правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ, одновременно предоставив Банку России право применения к кредитным организациям за аналогичные по составу правонарушения меры ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


С целью устранения указанных недостатков Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


Принимая во внимание чрезвычайную остроту и актуальность изложенных проблем, просим Вас рассмотреть возможность внесения Правительством Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (прилагается) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.





Приложение:


1. Текст законопроекта на 11 листах;


2. Пояснительная записка на 5 листах;


3. Финансово-экономическое обоснование на 1 листе;


4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона на 1 листе.








С уважением,





Президент Г.А. Тосунян











К исх. № А-01/5-639 от 23.08.2011





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»









Необходимость проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обусловлена устранением недостатков действующего законодательства, связанного с административной ответственностью за нарушение Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с 1 января 2011 года подразделения Центрального банка Российской Федерации возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), из них 139 — в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные — в отношении кредитных организаций как юридических лиц. Решения по указанным делам, включая штрафы (размер которых, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков), были приняты в 200 случаях. Из них 83 решения были приняты в отношении должностных лиц банков. Данные санкции результат применения новых норм КоАП РФ, которые обязали Банк России штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ, вне зависимости от того, значимы ли они или являются чисто техническими. Согласно КоАП РФ и Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вольная или невольная ошибка банка, приведшая к опозданию на один день с отправкой сообщения в Росфинмониторинг по каждой операции или сделке, невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю, либо допущенная при составлении сообщения, квалифицируется как самостоятельное нарушение, подпадающее под санкции статьи 15.27 КоАП РФ.


Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» преследует следующие цели.


Во-первых, настоящий законопроект исключает из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностные лица кредитных организаций.


В статье 15.27 КоАП РФ предусмотрены санкции, подлежащие применению не только к кредитным организациям, но и к их должностным лицам (ответственным сотрудникам).


При этом не учитывается, что созданная в России система ПОД/ФТ базируется и в значительной части ограничивается ежедневным чисто техническим направлением всеми субъектами исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ огромного числа сообщений о проводимых операциях в Росфинмониторинг (в среднем за год направляется около 10 млн. сообщений, из которых более 95% направляется банками).


Вместе с тем, успешность исполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части направления сообщений в значительной степени зависит от технических средств, применяемых в организации, выбор, приобретение, обновление которых находятся вне прямой компетенции ответственных сотрудников.


К тому же субъектами исполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» являются кредитные организации. В этой связи именно на кредитные организации возложена обязанность по организации технических возможностей для исполнения требований законодательства.


В случае же наличия правонарушения в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ санкции должны применяться только в отношении кредитной организации. Если же причиной неисполнения требований законодательства ПОД/ФТ стали действия сотрудника, то кредитная организация самостоятельно примет решение о мерах ответственности.


По оценке экспертов, применение статьи 15.27 КоАП РФ в новой редакции наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ. По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган может быть вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая жесткость санкций и достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета, применение статьи 15.27 вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме коллективов кредитных организаций, а должности сотрудников внутреннего контроля станут неперспективными и вакантными. Отсутствие же назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации в свою очередь также приведет к парадоксальной ситуации, поскольку отсутствие назначения таких лиц является нарушением Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в результате чего сама кредитная организация (как юридическое лицо) тоже будет привлечена к ответственности. В итоге все эти меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к противоположному результату - к снижению результативности правового механизма ПОД/ФТ.


Во-вторых, настоящий законопроект предполагает в статье 15.27 КоАП РФ установить административное наказание в виде предупреждения.


Действующая редакция КоАП содержит несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, однако установленные санкции не всегда могут быть адекватны совершенному правонарушению.


Так, часть 3 статьи 15.27 КоАП предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ.


За совершение указанных административных правонарушений устанавливаются и применяются административные наказания в виде административного штрафа на юридическое лицо или административное приостановление деятельности юридического лица.


При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер.


Следует отметить, что подобные нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.


Также указанные нарушения могут быть связаны со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. К таким операциям относятся сделки с драгоценными металлами, сделки с недвижимым имуществом, сделки финансовой аренды (лизинг), сделки по предоставлению беспроцентных займов, соответствующие критериям, указанным в статье 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Между тем, перечисленные сделки могут быть совершены в один срок, а документы, из которых следует что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представлены клиентом в более поздний срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.


Таким образом, у банка возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований, что произошло по независящим от банка причинам.


Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам. Подобных нарушений, по мнению Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации, 92% от всех нарушений сроков, за которые теперь необходимо выносить предписания о штрафах.


В-третьих, настоящий законопроект сохраняет статью 15.27 КоАП РФ, исключив кредитные организации из числа субъектов в частях 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ. При этом законопроект предоставляет Банку России право применения мер ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными новыми частями 4 и 5 статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в отношении кредитных организаций за составы правонарушений, аналогичные составам, закрепленным в частях 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ.


Таким образом устраняется коллизия между статьей 15.27 КоАП РФ и статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


Следует отметить, что в отличие от проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», настоящий законопроект содержит в себе комплексный подход к решению существующих проблем в связи с принятием действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ.


К тому же, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не решает вопрос с привлечением к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций и несет в себе широкие возможности для развития коррупции в сфере применения санкций к кредитным организациям.


Исходя из сказанного, принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» делает возможным устранить имеющиеся недостатки действующего законодательства, связанного с административной ответственностью за нарушение Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».





23.08.11
АРХИВ:
Последние 10:
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян - за отсрочку c ответственностью банка за несанкционированное списание средств со счета клиента

Что за комиссия, Создатель… В журнале «Однако» интересная статья про все комиссии по пластику - кто их платит

«Правда.ру»: 5 сентября у оленинского банкомата выстроится очередь из 4 с лишним тысяч человек

Майкл О'Лафлин, вице-президент NCR: Банкоматы - в центре общения «поколения Y»

В Кургане судят банду мошенников, которые подделывали банковские карты

Взгляд Visa на развитие туристической отрасли
О чем банкиры просят Путина? С пояснительной запиской

Лучшие предложения на рынке кредитных карт знает Forbes

Слово пастыря об электронной карте: борясь против всеобщего контроля, вы боретесь за свои права, а не веру Христову

Великолепная пятерка женского банковского дела


Весь архив
ПОИСК СТАТЬИ:
НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ:
Лидер рейтинга:
ПЕТРОКОММЕРЦ
Индекс доверия: 97.90%
текущий рейтинг
ГОЛОСОВАНИЕ
Участвуете ли Вы в карточных акциях банков?
Нет
Да
Не знаю
посмотреть результаты
CREDCARD LIBRA
Мы предлагаем в Люксембурге:
Юридические и финансовые консультации;
Поиск партнеров;
Проведение семинаров;
Индивидуальный туризм.

Наше представительство:
79 rue d'Anvers, L-1130 Luxemburg, Libra Publishers Ltd.,

e-mail:lux@credcard.ru

подробнее...


СЕЙЧАС В МИРЕ
Загружается, подождите...


CREDCARD:  Главная |  О проекте | | Банкоматы | Тарифы | Контакты | Ссылки | Реклама | Размещение и управление информацией | Карта сайта | Новости | Пресс-релизы | Статьи  
PR-Impact
KaSpY Creative & Design studio
Sponsored by PR Impact
Copyright by CREDCARD 2000-2017 ©
E-mail: credcontact@credcard.ru kaspy
Designed by KaSpY C&D Studio